Top.Mail.Ru

Фонд представил крупные ГЧП-проекты автономного округа

27 июня 2017

Презентация и обсуждение актуальных проектов в социальной, транспортной и коммунальной сфере состоялась на заседании комитета по ГЧП Франко-Российской Торгово-промышленной палаты.

Комитет  выступает как площадка для обмена опытом между российскими и международными компаниями  в сфере подготовки и реализации инфраструктурных проектов и привлечения иностранных инвесторов в российские инвестиционные проекты. Очередное заседание прошло накануне в Москве с участием представителей  ведущих консалтинговых компаний, финансирующих организаций, инвестиционных компаний и представителей регионов России  Евразийского банка развития, «Sberbank CIB»,  ДСК «Автобан»,  ООО «Платная дорога», Hogan Lovells,  УК «Лидер».

Заместитель генерального директора Фонда Роман Генкель представил инвестиционные проекты автономного округа, в том числе планируемые к реализации на основе принципов государственно-частного партнерства. В частности, проекты создания и эксплуатации школ, межмуниципальных полигонов твердых коммунальных,  промышленного освоения Приполярного Урала в границах территории Березовского района.

Было отмечено, что в период 2018-2024 гг. в округе планируется строительство 44 школ мощностью 52,8 тыс. учебных мест с использованием форм государственно-частного партнерства. Общий объем инвестиций составит 56,4 млрд. рублей, бюджетный эффект на горизонте планирования 7 лет оценивается в 10,4 млрд. рублей. Фондом  разработаны рекомендуемые формы концессионного соглашения (основные этапы: проектирование – 1 год, строительство  – 2 года, эксплуатация – 5 лет), конкурсной документации, форма соглашения о предоставлении субсидии на софинансирование расходных обязательств ОМСУ по концессионным соглашениям. Таким образом, муниципальные образования существенно сократят время на подготовку и структурирование проекта.

Фонд принимает участие в создании на территории округа комплексных межмуниципальных полигонов по переработке ТКО с применением концессионного механизма. Всего в округе предполагается строительство 5 полигонов с общим объемом инвестиций 8,3 млрд. рублей и бюджетным эффектом более 12,4 млрд. рублей. Разработаны проекты финансово-экономической и юридической модели, конкурсной документации  и  концессионного соглашения для пилотного проекта – Нефтеюганского межмуниципального полигона.  Инвестиционная емкость  составляет около 1,5 млрд. рублей, бюджетный эффект – 0,9 млрд. рублей (на горизонте планирования 22 года). Период строительства – 2017-2019 гг., создаваемые рабочие места – 64 единицы. В настоящее время  объявлен конкурс на право заключения концессионного соглашения по строительству и последующей эксплуатации полигона ТКО.

Фонд также завершил большое исследование по финансово-экономическому обоснованию промышленного освоения Приполярного Урала в границах автономного округа, в том числе строительства автомобильной дороги Саранпауль – Игрим. Объем инвестиций по проекту оценивается в 103,4 млрд. рублей (46,2 млрд. рублей инфраструктура, 57,2 млрд. рублей затраты на создание производств). Сроки строительства объектов инфраструктуры и производств – 2019-2024 гг. Бюджетный эффект – 96,3 млрд. рублей на горизонте планирования 49 лет. Создаваемые рабочие места – 4 060 -5400 единиц. Проект  предусмотрен Стратегий развития Югры  до  2030 года, строительство дороги –  государственной программой развития транспортной системы. В рамках исследования проведен анализ потенциала создания возможных производств, рынков сбыта и необходимых вложений в инфраструктуру. Проект направлен на комплексное развитие территории, реализация которого даст мощный импульс развитию промышленности в Югре.

Отметим, представленные проекты были рассмотрены на заседании комитета сквозь призму принятого судебного решения по спору между Федеральной антимонопольной службой и транспортным комитетом Башкирии совместно с победителем конкурса на строительство автодороги  ООО «Башкирдорстрой». Суть решения арбитражного суда, который поддержал позицию ФАС, в следующем – вложения концессионера не должны полностью компенсироваться из бюджета, поскольку концессия при этом должна отыгрываться как госзакупка. По мнению экспертов, последствия принятого решения отразятся негативно для рынка концессий в стране, а он по данным Минэкономики РФ составляет 90% проектов государственно-частного партнерства. На разных этапах реализуется более 1900  ГЧП-проектов, из которых 76% приходится на коммунальные услуги, 15% – на социальную сферу и 3% – на транспорт. В них уже вложено 126 млрд. руб. частных инвесторов, из которых 30 млрд. рублей составляет финансирование региональных и муниципальных проектов.

Роман Генкель сообщил и о другом решении уже арбитражного суда г.Ханты-Мансийска, принятого также после предписания ФАС. Решение не позволяет участнику конкурса подтверждать свою квалификацию через опыт акционеров, участвовавших в его создании. Именно по такой схеме реализуется более 90% всех соглашений на основе принципов ГЧП. Как отметили представители финансирующих организаций, данное решение делает невозможным участие банков в такого рода проектах. По итогам обсуждения этого вопроса участниками заседания была высказана готовность представить аргументированную позицию для дальнейшего обжалования судебного решения уже в апелляционном суде.

Участники заседания сошлись во мнении, что необходимо инициировать изменения как в законе о концессиях (ФЗ-115), так и в законе о государственно-частном партнерстве (ФЗ-224) во избежание неоднозначных толкований со стороны надзорных органов.



К списку новостей
Подпишитесь
на новостную рассылку
Введите имя*
E-mail*
Телефон
Текст обращения*
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*